В проповеди духовенства нравственный посыл религии должен преобладать над любыми иными соображениями

by Пресс-служба ДУМ ПК
~1 минут
В проповеди духовенства нравственный посыл религии должен преобладать над любыми иными соображениями

Выступление председателя Духовного управления мусульман РФ и Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина на XIV Международном мусульманском форуме «Ислам и проблемы глобализации», который прошел 10 декабря в Париже: Тема форума заявлена как “Ислам и проблемы глобализации”. Сам факт собрания в Париже мусульманских общественных и духовных лидеров из десятков стран – это, безусловно, следствие и проявление процессов глобализации. «Глобализация» стала одним из модных терминов, который претендует на объяснение всей сложности современного мира. Однако глобальное видение то и дело сбивается на обобщения, которые скорее препятствуют глубокому пониманию действительности, нежели помогают ему.

Достойно внимательного осмысления мнение британского социолога Зигмунта Баумана о глобализации. Он, в частности, говорит о процессе «локализации», который становится синонимом социальной обездоленности и деградации. «Локальность теряет свой смыслообразующий потенциал, попадая в зависимость от направляющих действий, которые на локальном уровне не подаются контролю», - пишет он. В этих словах угадываются черты реалий многих обществ современности. Бауман продолжает: «Неотрайбалистские и фундаменталистские тенденции, отражающие и выражающие опыт людей, испытывающих воздействие глобализации, - такие же «законнорожденные дети» последней, как и столь превозносимая «гибридизация» культуры на вершине социальной пирамиды».

Нельзя не заметить и углубляющееся отчуждение между все более глобализованными элитами и остальным населением. В связи с этим, и в исламском мире, и здесь, в Европе, накапливается фрустрация, нередко выливающаяся в манифестации, бунты, революции. Не исключено, что и события последних дней в Париже являются иллюстрацией к этому тезису.

Наднациональные механизмы принятия политических решений, роботизация и машинизация множества процессов, искусственный интеллект, big data, развитие генной инженерии подталкивают обывателя на интуитивном уровне чувствовать, что ему уготована роль биомассы, в зависимости от интересов элит трансформируемой в безудержного потребителя, прилежного налогоплательщика или пушечное мясо.

Еще вчера человечество верило в то, что несколько ведущих мировых держав сообща могут нести ответственность за остальной мир и какое сегодня оно испытывает разочарование, видя, что государства, заявляющие о глобальном лидерстве, в действительности преследуют цель лишь собственного благополучия.

Мировая правоведческая наука и развитие государственных институтов проделали огромный путь в утверждении принципа равноправия – гражданского, прежде всего. В тени, однако, остался аспект равноценности потомков Адама, признания, что каждый человек не только обладает правами как субъект общественной жизни, но и обладает достоинством и ценностью как субъект межчеловеческих нравственных, этических взаимоотношений. Между тем, многие призывы из исламских источников, среди них, в частности, знаменитая прощальная проповедь Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), являются четким и ясным месседжем о равноценности и праве на личное достоинство каждого человека.

Еще один аспект рассматриваемой нами проблемы в том, что сегодня главным действующим субъектом глобализации является глобальный капитализм. Идеологическая глобализация, завершающаяся тотальным цинизмом, беспринципностью и презрением к любым идеям, следует за общемировым рынком или же расчищает путь для его победоносного шествия по планете. В этой ситуации мусульмане не просто обязаны противопоставить одной экономической системе другую, а всем своим существованием указать на нефундаментальность экономических принципов для организации жизни.

Новую экономику, политику и культуру можно построить лишь на признании несводимости этики к экономическим принципам. Ситуация, когда экономический интерес заявляет о себе все громче и громче, а ответственность уходит в тень, ведет к укоренению несправедливости.

Сегодня в этом зале собрались люди, несущие в общество концепты и идеи, говорящие от имени религиозных институтов, а также от имени гуманитарных знаний, накопленных человечеством. Мы несем бремя ответственности за нравственное состояние человечества, возможно, в большей степени, нежели политики, финансисты, промышленники, люди, управляющие гигантскими информационными потоками и формирующие масс-культуру.

Религиозный окрас, оправдание и прикрытие псевдорелигиозными лозунгами многократно усугубляет любой общественный конфликт. Усугубляет и подогревает чувство высокомерия и превосходства человека одной расы, культуры, религии над представителями иных групп, подогревает представление о том, что представители определенных социальных групп обладают бОльшей ценностью, нежели представители других, те или иные культуры превосходят иные культуры.

Миссией религиозных деятелей, духовенства должен стать совместный братский призыв к нашим общим ценностям, стремление к гармонии, а не к соперничеству между религиозными сообществами или их духовными институтами. В проповеди духовенства нравственный посыл религии должен преобладать над любыми иными соображениями.

При этом, обострение чувства ответственности принципиально отличается от растущей массовой маниакальности и подозрительности. Иначе говоря, мы ответственны в первую очередь за то, чтобы наша ответственность перед Богом и людьми не превратилась тоталитаризм и в стальную клетку для человечества.

وَلَا تُفْسِدُوا فِي الْأَرْضِ بَعْدَ إِصْلَاحِهَا وَادْعُوهُ خَوْفًا وَطَمَعًا إِنَّ رَحْمَتَ اللَّهِ قَرِيبٌ مِّنَ الْمُحْسِنِينَ

«И не сейте зла, не разрушайте землю после ее благоустройства!» - говорит об этом Всевышний Аллах в Св. Коране (7:56).

Исламская трактовка статуса человека в качестве наместника Бога на земле – это пример иного универсального «видения», альтернативного современному глобализму. Более правильным будет вести речь не столько о глобальном, сколько о целостном, холистичном взгляде мира, присущем исламу. С точки зрения ислама такие характеристики идеи, как глубина и справедливость, оказываются гораздо важнее её распространённости. Необходимо не насаждать наиболее доступные для понимания идеи и образцы поведения, чем руководствуется современная глобализация, а делать доступными наиболее глубокие, добродетельные и справедливые из них. В исполнении этого дела заключается единственный шанс на изменение лица глобального мира: «И пусть среди вас появится группа людей, которые будут призывать к добру, предписывать правильное, справедливое и запрещать неверное, предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (К. 3: 104). 

وَلْتَكُن مِّنكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ

Хочу завершить свое выступление молитвенными пожеланиями для всех нас, чтобы мы оказались в числе преуспевших, о которых говорит Всевышний и нам удалось в ходе земной жизни приблизиться к исполнению миссии сохранения и поддержания на Земле порядка, установленного Создателем.

Благодарю за внимание.

Равиль Гайнутдин